Отделение психолого-педагогической помощи предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей, психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий.
Задачи педагоговотделения - обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей-инвалидов, содействовать подготовке их к самостоятельной жизни.
Отделение проводит:
- организацию психолого-социальных, социально-педагогических мероприятий;
- психолого-педагогическую реабилитацию;
- оказание консультативно-методической помощи, диагностики и психокоррекции;
- оказание психологической помощи семье инвалида - психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности;
- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников отделения.
Дети занимаются в специально оборудованных кабинетах: классах,кабинетах психо-эмоциональной разгрузки, учителя-дефектолога, логопеда, социального педагога, компьютерном классе.
В детском доме-интернате создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов к самостоятельному проживанию в социуме.
На основе экспериментальных данных о воспитанниках учреждения разрабатываются и реализуются индивидуальные программы подготовки детей-инвалидов старше 14 лет к самостоятельной жизни с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для адаптации детей-инвалидов к условиям самостоятельного проживания в учреждении созданы, оборудованы и функционируютдве модельные (тренировочные) жилые квартиры, реализуются технологии сопровождаемого проживания. Занятия в квартирах направлены на формирование навыков самообслуживания, коммуникативных навыков и умений, способствующих успешной социализации.
Работа по социально-трудовой реабилитации направлена на формирование мобильности ребенка-инвалида посредством накопления опыта деятельности и общения, дающего возможность успешно приспособиться к новым жизненным обстоятельствам и находить адекватные способы решения проблем, как в личной, так и в трудовой деятельности.
В отделении развиваютсяпрограммы предпрофессиональной и дополнительной профессиональной подготовки детей-инвалидов «Садово-огородный труд. Растениеводство», «Швейное дело»; программы предпрофессиональной и дополнительной профессиональной подготовки детей-инвалидов профессиям «Уборщик служебных помещений», «Грузчик», «Дворник».
Целью программы «Садово-огородный труд. Растениеводство» является подготовка воспитанников к посильной профессионально-трудовой деятельности и общественно-полезному труду, овладение умениями и навыками растениеводства и цветоводства.
В рамках реализации программы «Швейное дело» дети обучаются наиболее простым операциям шитья, изготовлению простых швейных изделий: полотенец, салфеток, наволочек, фартуков.
В целях приобретения воспитанниками предпрофессиональных и профессиональных навыков реализуютсяпрограммы предпрофессиональной и дополнительной профессиональной подготовки детей-инвалидов профессиям «Уборщик служебных помещений», «Грузчик», «Дворник».
Обучение детей-инвалидов проводится методом предметно-практической деятельности и направлено на выработку доступных практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни в социуме.
Созданный в учреждении кабинет Монтессори-педагогики, используется для оказания детям-инвалидам социально-психологических услуг с целью создания условий, способствующих реализации потенциальных возможностей и социальной адаптации детей с нарушением интеллекта, проживающих в условиях интерната.
Функционирует сенсорная комната с целью релаксации, снятия напряжения и избавления от стресса. Занятия, проводимые в сенсорной комнате, положительно сказываются на психическом и эмоциональном развитии детей.
Реализуется в детском доме программа «Автогородок», занятия, проводимые с детьми по данной программе, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.
С целью формирования целостного представления о пожарной безопасности получила широкое развитие программа «Азбука пожарной безопасности».
Зарекомендовала себя организациякружковой деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей и развитие детей с нарушением интеллекта. Проведение досуга в кружках способствует целесообразной организации свободного времени воспитанников.
В отделении психолого-педагогической помощи для успешной социализации созданы необходимые условия, направленные на готовность социального окружения, в которое попадает ребенок-инвалид, относиться с пониманием, милосердием к нему, целенаправленно формировать социальные навыки и использовать их в повседневной жизни, выстраивать коммуникацию и взаимодействие на основе актуальных для «особенного» ребенка сфер жизнедеятельности.